Экономическая целесообразность переработки мусора

Экономическая целесообразность переработки мусора

Переработка мусора и экономическая целесообразность

В наше время количество и состав отходов производства и потребления создают одни и те же проблемы во всех уголках России, как, в прочем, и во всем мире. В связи с растущими объемами захоронения отходов на свалках и полигонах при уменьшении общей доли собираемых и перерабатываемых отходов всех беспокоят, пожалуй, в наибольшей степени экологические проблемы. Однако, вопрос безвозвратной потери таких «ценных» и все более «дорожающих» отходов, как макулатура, древесные, текстильные и полимерные отходы, изношенные шины и некоторые другие компоненты мусора, многих волнует в не меньшей степени, поскольку эти отходы составляют значительную долю отходов, а их повторное использование представляет значительный экономический интерес.
Во всем мире уже работают производства по переработке отходов, разработаны и предлагаются новые технологии по их переработке разной степени эффективности, растет номенклатура выпускаемой продукции, изготовленной на основе использования отходов.
Эффективность работы перерабатывающих предприятий зависит от огромного числа факторов, но в первую очередь зависит от трудозатрат на сортировку отходов и государственной и региональной административной и экономической поддержки. Остальные факторы, такие как состав и качество имеющихся отходов (как вторичного сырья), их количество, локализация, наличие, энергоемкость и экологичность технологий для переработки определенного вида отходов, спрос на продукцию, изготовленную с использованием отходов, стоимость аналогичной продукции, сделанной без использования отходов, стоимость сбора и сортировки «сырья», доставки готовой продукции и многие другие влияют на эффективность работы в большей или меньшей степени, в зависимости от местных особенностей.
Часть факторов, влияющих на возможность переработки того или иного вида отходов, можно объединить понятием потребительского свойства отходов: объем накопления этого вида отходов (должен превышать мощность предприятия), территория накопления (радиус сбора не может превышать расстояние перевозки с минимальной рентабельностью), плотность, возможность предварительной сортировки, наличие технологий для переработки этого вида отходов, спрос на полученную продукцию…
Потребительские свойства отходов, как вторичного сырья, условно можно разделить на следующие категории:
-    отходы, являющиеся высококачественным вторичным сырьем и позволяющие с учетом региональных условий получить ликвидную продукцию и высокую рентабельность производства (лом черных и цветных металлов; макулатура из высококачественной бумаги; чистые производственные отходы текстильной, стекольной, химической промышленности; некоторые виды отходов добычи и обогащения сырья и другие);
-    отходы, являющиеся вторичным сырьем среднего качества и позволяющие предприятию работать на минимальном уровне рентабельности и успешно реализовывать пользующуюся спросом продукцию с доходом, сопоставимым с затратами на сбор, подготовку и переработку отходов (отходы добычи и обогащения сырья с низким содержанием перерабатываемых компонентов; смешанная и содержащая низкокачественную бумагу макулатура; полимеры с посторонними включениями; текстильные отходы в виде готовых изделий; кусковые древесные отходы; стеклобой; изношенные шины…);
-    трудноутилизируемые отходы, для переработки которых не разработано технологий с высокой степенью эффективности, а расходы на переработку превосходят доходы и компенсируются, как правило, за счёт поставщиков и специальных источников финансирования (отходы добычи и обогащения сырья, металлургических и химических производств, с очень низким содержанием перерабатываемых компонентов; отходы пропитанной бумаги и картона или с влагостойким покрытием; смеси полимеров; подметь, пух текстильной промышленности; отходы из вентиляционных камер; загрязненные стеклобой и отходы полимеров…);
-    неутилизируемые опасные отходы, обезвреживание которых осуществляется за счет специальных источников финансирования (отчислений предприятий, статей региональных бюджетов и других) или за счет поставщиков отходов (упаковка токсичной продукции; отходы медицинских учреждений; ламинированная бумага, многослойная полимерная упаковка; специальные виды картонно-бумажной упаковки…).
Исходя из факторов, связанных с удобством сбора однородных отходов, самым выгодным является прием и переработка отходов производства. Менее эффективен их сбор с последующей переработкой. Еще менее привлекательной является работа с отходами потребления. А об экономической привлекательности работы с отходами населения можно говорить только в комплексе с финансовым подтверждением государственной или региональной заинтересованности в таких проектах.
В зависимости от расходов на доставку, качества сырья и оптимальности технологического процесса рентабельность переработки отходов может колебаться в самых широких пределах. Понятно, что за участие в переработке  высококачественного вторичного сырья идут кулуарные сражения, большая часть отходов среднего качества так же перерабатывается без проблем. А вот полный сбор и утилизация отходов (промышленных и населения) требует огромных вложений (как вариант, создания и координации работы сети узкопрофильных перерабатывающих предприятий) и может быть рентабельным только при создании подходящих экономических условий (заинтересованности предприятий в сортировке и сдаче отходов, использовании вторсырья и сырья, произведенного из отходов, прямого субсидирования или финансирования…).  
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что экономическая выгода переработки отходов всегда зависит от местных условий и конкретной экономической ситуации. Так, к примеру, в Германии отлично организован порядок сбора и вывоза мусора, в частности полиэтиленовых отходов. В дальнейшем они перерабатываются в гранулят.
Однако, для создания и успешной работы небольших узкопрофильных предприятий по переработке отходов есть и соответствующие отходы, и место, и технологии по переработке отходов, и заинтересованность общества в улучшении экологии (не сильно материально ощущаемая), и даже заинтересованность власти (пока, правда, очень незначительная). Будет очень не легко добиться возврата за 2-4 года вложенных в перерабатывающее предприятие инвестиций (даже при декларируемом большинством предлагаемых технологий сроке окупаемости капитальных затрат в 1-2 года). Всё зависит от огромного числа составляющих, в первую очередь от конкурентоспособности полученных изделий (вторичного сырья), спроса на них и естественного желания как можно скорее окупить понесенные затраты.
Если попытаться систематизировать основные статьи затрат в себестоимости продукции (довольно сложная задача, учитывая разнородность технологических процессов переработки мусора, то можно выделить:
-    расходы на энергоносители (особенно велики в операциях сушки и измельчения);
-    расходы на оборудование (связаны с его высокой стоимостью);
-    расходы на сырье и материалы (при необходимости применения первичного сырья или обогащения отходов, как сырья)
-    расходы на оплату труда и отчисления в фонды;
-    налог на добавленную стоимость;
-    налог на прибыль;
-    экологические платежи (иногда и штрафы).
Сдерживающими факторами (если не употреблять более подходящие в данном случае по смыслу выражения) для развития переработки отходов является низкая плата за вывоз отходов (при наличии возможности уменьшения и этих расходов), отсутствие хоть какого-то контроля за их составом...
Таким образом, малые предприятия не располагают достаточным ресурсом, чтобы реализовывать предлагаемые технологии в ныне действующих экономических условиях – это наше мнение.
Однако, несмотря на перечисленные недостатки, зарубежный и отечественный опыт показывает, что проводя определенные поддерживающие мероприятия, можно сформировать условия, способствующие реализации передовых технологий вторичной переработки отходов в сжатые сроки при высокой окупаемости вложенных капитальных затрат.
Можно рекомендовать органам местного самоуправления внедрение следующих мер с целью стимулирования организаций:
1.    Предоставить льготные кредиты, субсидии и дотации за счет бюджета муниципалитетов, инвестиционных ресурсов, экологических фондов и других субъектов Российской Федерации. Эффективной мерой будет предоставление льгот по оплате экологических платежей крупным организациям и предприятиям, обязав их направлять высвобожденные средства на возведение промышленных объектов, занимающихся переработкой отходов.
2.    Предоставить льготы по НДС (налог на добавленную стоимость) и налогу на прибыль на время возврата инвестиционных средств или на постоянный период;
3.    Сформировать единую систему заказа муниципалитета на полученную в результате вторичной переработки отходов продукции, что призвано обеспечить ее реализацию;
4.    Запретить вывоз на полигоны ТБО, подлежащего переработке, ввести оплату за прием отходов из другого региона на переработку.

Поддержка предприятий, организующих переработку отходов собственными силами, заключается в следующем:
1.    Рекомендовать поиск отходов продукции, дефицитной для конкретного региона.
2.    Рекомендовать применение отходов в промышленном производстве основной продукции.
3.    Использовать продукцию, производимую из отходов или с их применением, для собственных нужд предприятия.
4.    Материальные затраты на организацию переработки отходов отнести не себестоимость основной продукции полностью или частично.

Читать ещё: