Муниципальная программа по раздельному сбору ТБО

 Международное положение КУО определяет мусор как продукт, смешанный в корзине для отходов с продуктами другого вида. То есть, например большое скопление одних пластиковых бутылок является не мусором, а коммерческим продуктом (особенно бутылок одинакового цвета или типа). Проблемой первостепенной важности является не процесс вторичной переработки на предприятиях, а непосредственно готовый результат, полученный вследствие этой переработки, например газетной бумаги или жестяных банок. Решение построить заводы по утилизации мусора для городского муниципалитета – лишние хлопоты, поскольку в черте города или области всегда можно найти предприятие, которому для производства своей продукции нужен, по крайней мере, один из множества видов вторсырья. Органы местного самоуправления должны быть серьезно заинтересованы в решении этого вопроса – выяснить средние цены продуктов вторсырья и на основе этих показателей, какой именно компонент ТБО необходим для переработки, а уже после – предпринять все необходимые меры для отделения этого продукта от остального мусора. Эффективно налаженный процесс разделения вторсырья на виды является фундаментальным в успехе осуществления программы КУО. Именно эти процедуры,  а не техническая переработка материалов, обычно являются областью деятельности городских властей, что далее мы и рассмотрим более подробно.
Всего можно выделить два подхода к разделению бытовых отходов. Они представляют собой комплекс решения проблем утилизации на двух уровнях: технологическом и социальном.  Первый уровень – это так называемая идеальная фабрика, которая на входе имеет массы неразделенного городского мусора, на выходе – обилие удовлетворяющих спрос покупателя товаров, которые отправятся на рынок. И массы отработанных материалов, по сути мусора, который отправится на свалку. Второй уровень – это отсортированный, разделенный и доведенный населением до рыночной кондиции продукт (например, вымытые бутылки без крышек), который люди самостоятельно сдают в нужное место.
Первый вариант на практике невозможен. Обработка неподготовленного мусора возможна, как средство производства обогащенного топлива, при этом является путем для решения таких задач, как извлечения металлов, в качестве вторсырья. Но для того, чтоб выделение вторсырья стало основной целью производства – этот метод не подходит. На практике невозможно отделение пластика от бумаги, бутылочных стекол от оконных и многое другое, что приведет к значительному снижению качества материалов, изготовленных из таких смесей. Для технически эффективного и качественного разделения мусора можно привлечь работу машинные технологии или ручную разборку. Но стоит учитывать, что, не смотря на результативность и большую точность такого процесса, он является намного более затратным, что и приведет к кругообороту экономически бессмысленной деятельности. Можно заметить, что в следствие общество будет обременено большим количеством издержек, которых можно бы было и вовсе избежать, если бы мусор был разделен, а лучше не смешивался бы изначально.
Стоит отметить, что технологии разделения отходов имеют множество модификаций. Например, обеспечение двух контейнеров для сбора мусора: в одном – те материалы, которые могут использоваться в качестве вторсырья, а в другом – бесполезные для дальнейшей переработки. Такой метод явно нуждается в деятельности общества, так как выбрасывать мусор изначально нужно в разные контейнеры. Следующим этапом будет транспортировка вторсырья на специализированные предприятия, где их уже будут сортировать по видам: бумага, стекло, пластик, металл и др. Безусловно, такой процесс отделения отходов самой общественностью имеет несравнимо больше преимуществ перед отделением с помощью специальной техники. Например: экономия налагаемых на население растрат, экономия городского бюджета, средства из которого обычно идут на приобретение и обслуживание сложных и дорогостоящих машин для разделения. А также очень важна моральная сторона, так как непосредственное участие в решении вопроса о бытовых отходах принимают сами производители мусора, что является стимулом для уменьшения его количества.
Вывод очевиден: для большей эффективности, экономии и ответственности, отходы не должны смешиваться в процессе выбрасывания простыми гражданами или предприятиями, производящими т.н. коммерческие отходы, а должны попадать в разные контейнеры. Но такая схема не будет работать без участия городских или национальных органов власти, которым тоже нужно приложить некоторые усилия для улучшения уровня жизни, благодаря решению таких важных проблем. Итак, ниже рассматриваются различные возможности властей для разрешения этих вопросов.
I.     Сбор вторсырья на территории города.
1.    Центры сбора вторсырья.
Для того, чтоб вызвать у жителей города желание сотрудничать и в качестве поощрения за сбор вторсырья самым выгодным решением является оборудование центров по сбору вторсырья. Это может быть небольшое помещение, специальные контейнеры или просто огороженный участок земли, в зависимости от типа мусора. Гражданам предлагается сдавать или просто складывать бытовые отходы определенного вида, например бутылочное стекло, макулатура, пластиковые упаковки и т. д.
Необходимо должным образом проинформировать окружающее население, и неоднократно, о появлении такого центра, а также четко разъяснить правила, по которым он работает. Например, что выбрасывать, в какой именно контейнер, и в каком виде: связанные стопки бумаги, вымытые бутылки и т. п.  Особо акцентировать внимание стоит на том, что и куда нельзя  выбрасывать, например, категорически запрещено смешение бутылочных стекол  с оконными. Для привлечения большего внимания, такого рода объявления стоит размещать в хорошо просматриваемых местах, крупным четким шрифтом, желательно дополнить плакаты яркими изображениями с четкими инструкциями.
Помимо этого, властям необходимо найти место реализации материалов и устроить организацию их вывоза. Конечно, наилучшим вариантом будет также организация определенной переработки разных видов мусора для большего соответствия стандартам рынка (прессовка бумаги или пластика, измельчение стекла). Вывоз мусора необходим для того, чтоб общественность осознавала ответственность,  с которой местные власти подошли к данному вопросу, и не поленилась и впредь соблюдать установленные правила, поддерживаемые двумя сторонами – горожанами и муниципалитетом. Не безосновательно можно заметить, что регулярная очистка центров по сбору вторсырья потребует от властей усилий, потому как своевременный вывоз мусора освобождает место для нового. В этих процессах присутствует один очевидный принцип: чем меньшие усилия необходимо прикладывать населению, тем больше его желание участвовать. Если населенный пункт небольшой, то невыгодно затрачивать средства на установку контейнеров в каждом дворе – это не оправдывает себя. Тут выгоднее всего будет разместить специальные урны разного назначения в месте большого скопления людей, например возле торгового центра, который каждый житель данной местности посещает не реже, чем раз в неделю и осуществлять вывоз мусора контейнерами . В таком случае это, как уже упоминалось выше, не требует от граждан больших усилий, поэтому приветствуется с воодушевлением и играет воспитательную роль. Если же вторсырье будет подолгу оставаться на месте без вывоза, эффект воздействия на население окажется обратным.
Положительным опытом может стать размещение контейнеров для бумажных отходов во дворах города. В таком случае населению не пришлось бы предпринимать никаких лишних усилий и затрат, что положительно сказалось бы на исходе операции. Опрос граждан показал, что подавляющее большинство не желает отдавать макулатуру в специальные пункты приема, но с легкостью поддерживают идею о том, чтобы выбрасывать бумажный мусор в специальные контейнеры, если они стоят во дворе рядом с обычными мусорными баками. Но такая идея, к сожалению, зачастую сталкивается с проблемой вандализма – поджечь такой контейнер не составляет труда.
Еще один вариант центра по сбору вторсырья – открытые площадки для стеклотары. Всем известный факт, что даже те, кто вовсе не собирается нести пустые бутылки в специальные пункты приема, просто выносят их на улицу или оставляют возле мусорных баков – желающие сдать сами найдутся.
2.    Сбор вторсырья у жителей города
Во многих городах США и Европы давно используется такая практика, как сбор вторсырья «на обочине». То есть на перекрестках спальных кварталов жители ближайших домов оставляют рядом с общими мусорными баками вторсырье, которое складывают или в мешки, или в специально установленные для этих целей контейнеры. На пространстве СНГ принято складывать продукты такого рода около подъездов или, реже, на лестничных клетках многоэтажных домов.
Такая программа не предполагает обязательное участие, интерес можно проявлять по желанию. Можно собирать только один вид вторсырья, а можно - несколько. Если материалов несколько – их можно распределять по разным контейнерам, или складывать в один. Если же контейнер один для разных видов вторсырья – его фасовка затребует дополнительных усилий на специальных предприятиях. Иногда такого рода мусор разбирают сборщики, это, конечно, требует большей затраты труда рабочих и материальных средств на оплату, но помогает сэкономить время, не прибегая к лишним издержкам на строительство предприятий по фасовке. Такого рода программа, к сожалению, заключена в логической цепочке, которая смыкается в круг: чем сложнее требования, предъявляемые к обществу, тем лучше разделен мусор, тем меньше возникает необходимости в дополнительной переработке, тем больше экономится средств городского бюджета, но, тут заключен парадокс – тем меньше желания участвовать возникает у общественности. В США и ФРГ существует федеральный закон, обязывающий граждан выбрасывать разные виды вторсырья в разные контейнеры. В других странах это происходит на добровольной основе, тем не менее, желающих находится достаточно много.  В России в качестве пробного опыта проходил сбор вторсырья в Санкт-Петербурге.
3.    Экономические стимулы
Поучительную роль может сыграть введение дифференцированной платы за вывоз мусора, которая будет зависеть от его количества. И положительность такого нововведения не в том, что затраты правительства на процесс утилизации отходов будут восполняться - плата за коммунальные услуги на данное время и так включает расходы на очистку мусорных баков. А в том, что сегодня с населения удерживается одна и та же сумма, не зависящая от количества мусора. Если же ввести дифференцированную плату, пропорциональную тому, насколько много отходов производит гражданин – это будет стимулировать его сократить это количество. Всем известно, что очень больших затрат требует помещение мусора на свалку. Но, чтобы гражданин принимал активное участие – ему мало знать, что с общественной экономической точки зрения переработка вторсырья выгоднее, чем вывоз всего мусора на свалки. Необходимо акцентировать внимание на этом, донося да сведения людей, и дифференцированная плата за вывоз отходов станет вспомогательным ключом для такого акцента.
Такие  операции можно производить несколькими путями. Первый – это уровень наполненности мусорных баков (в зависимости от него взимается установленная плата). Второй более распространенный – это полиэтиленовые мусорные пакеты с наклейками. Например, в начале месяца семья из нескольких человек приобретает у муниципалитета или частного сборщика определенное количество мусорных пакетов с наклейками (или наклеек отдельно) с расчетом на год. В их стоимость входит вывоз и утилизация мусора. Так как пакеты разного размера – сумма к оплате будет разная. Затем граждане выбрасывают мусор в этих пакетах или наклеивают ранее приобретенные наклейки на свои. Но есть два момента, которых стоит избежать. Во-первых - не стоит взимать за наклейки (или пакеты) слишком большие суммы – это приведет к снижению общественного стимула уменьшать количество мусора. А во-вторых – продавать необходимо столько пакетов, сколько человек действительно использует, так как в том случае если они закончатся – можно будет их докупить, а если в конце года останутся не использованные оплаченные пакеты – население будет раздосадовано этим фактом.
При этом можно ввести меньшую плату за вывоз вторсырья либо вообще вывозить его бесплатно. Например, в некоторых европейских городах за пакет для обычного мусора приходится платить в четыре раза дороже, чем за пакет для вторсырья.
Также дифференцированная плата за вывоз мусора послужит безусловным мотивом для жителей самостоятельно компостировать отходы с дворовой территории. В некоторых городах жители платят только за дворовой мусор, так как он составляет намного большую часть общего потока отходов. То есть вывоз хозяйственных отходов оплачивается обычным образом, а для листьев, травы и прочего уличного мусора нужно покупать специальные пакеты. Это мотивирует общественность самостоятельно компостировать отходы и облегчает задачу муниципалитета в этой области, так как компостированный мусор выбрасывается отдельно от других отходов.
Еще одним преимуществом дифференцируемой платы за вывоз мусора является сокращение количества отходов. Она мотивирует потребителя повторно использовать вещи, вместо того, чтобы их выбросить. Например, можно продать, починить, отдать нуждающимся. Кому-то, возможно, та вещь, которую человек готов выкинуть, может как раз очень пригодиться в хозяйственных или других целях; старую ношенную одежду можно отдать в приют или раздать нищим. Все это в любом случае более выгодно, чем выбрасывать за отдельную плату. И именно дифференцируемая плата препятствует появлению таких мест, на которых поначалу люди сносили бы не нужные, но пригодные для использования вещи, которые желающие могли бы забрать, а позже стали бы обыкновенными мусорными свалками.
Стоит отметить, что в современной России отсутствует дифференцируемая плата, но она была введена в качестве эксперимента в некоторых населенных пунктах. Такие опыты показали, что стремление населения к ограничению выбрасываемого мусора привело к уменьшению количества отходов на 18 %. Вполне могли бы работать и такие площадки для «ненужных вещей», которые снижали бы число свалок.
У любого нововведения всегда существует ряд оппонентов. Противники дифференцируемой платы настаивают на том, что объемы мусора уменьшаются в связи с тем, что более плотно утрамбовывается в пакетах. Изобретательные граждане аккуратнее складывают и сжимают мусор, чтобы для другого оставалось больше места, а вовсе не экономят его расход. Иногда фиксируется нелегальное избавление от мусора, например, выброс в необорудованных местах, сжигание и т. д. Критики поддерживают мысль, что именно такое поведение граждан, а не сокращение мусора, отражается в столбцах о результатах проведенных исследований.
Безусловно, можно наблюдать такой момент, как возникновение экономического стимула избавиться от мусора нелегальным путем. Но всем известно, что ни одна программа, предназначенная для регулирования общественного поведения, не может быть идеальной, у всего есть свои недостатки. Но, тем не менее, программа КУО работает в цепи из последовательных действий, неразрывно объединенных друг с другом. Поэтому важным моментом является распространение как можно более четкой информации о том, каким образом можно сокращать отходы, уменьшать плату за сбор мусора или где-то делать это бесплатно, чтобы стимулировать граждан как можно эффективнее. То есть властям города необходимо прибегать к дифференцируемой плате не как к отдельно взятому способу решения проблемы, а как к одному из звеньев последовательной цепочки действий, которые должны привести к окончательному решению вопроса избавления от мусора на городском уровне.
Еще один козырь в рукаве властей – это установление залоговой цены на определенный вид отходов, по которой можно их сдать. Обычно это более масштабный вопрос, чем в рамках муниципалитета. Например, в США залоговую цену установили на продукт, попадание которого в общий поток отходов нежелательно – это аккумуляторы от автомобилей. Однако такой подход чреват тем, что установление слишком высоких цен на данный вид отходов может спровоцировать массовые кражи и другие неприятные ситуации. Выйти из положения поможет установление нормальной залоговой цены. На просторах СНГ пользовался и до сих пор пользуется успехом  порядок установления залоговых цен на бутылочное стекло. Не смотря на изменение экономического и общественного строя, он по-прежнему остается в силе.
4.    Участие населения.
Не стоит упускать из виду также то, что не только экономические и законодательные, но и моральные стимулы должны играть немаловажную роль в принятии общественностью решений об участии. Для этого необходимо более тщательно подготовить программу, чтоб она признавалась обществом, как осмысленная и разумная. В противном случае она будет мотивировать незаконную деятельность.
Более того, можно смело утверждать, что именно привлечение населения к сотрудничеству является наиболее сложно-осуществимой задачей. Так как эта цель ставится перед работниками коммунальных предприятий, у них пропадает всякое воодушевление в отношении разделения мусора. Очень часто приходится слышать от них, о том, что человек со славянским менталитетом не будет фасовать вторсырье по пакетам, какие бы доводы не приводились в пользу этого действия. Но, как это ни парадоксально, еще в 2000-х годах американские специалисты также осуждали эту идею ввиду принципиальной несовместимости широкой американской души с аккуратностью немцев, бережно распределяющих свой мусор по разным контейнерам.
Итак, насколько высока возможность сотрудничать с общественностью и получать ее активное содействие показали статистические опросы, проведенные в Пенсильвании.
31%  жителей ответили, что готовы к участию в программе по отделению вторсырья от обычных отходов, независимо от экономической или другой выгоды. Большинство из них уже привыкли к разного рода экспериментальным программам, так как принимали в них активное участие и остались довольны результатами. Это довольно большой процент, которого власти достигли, вступая в живое сотрудничество с населением, проделывая довольно большие объемы работы. На первых порах, когда общество впервые сталкивается с подобного рода проектами, возможно процент настолько активно включенных участвующих будет меньшим, но всегда найдутся добровольцы по наведению порядка.
46%  жителей более равнодушны, но, не смотря на это ответили с согласием. Это говорит о том, что если они и не будут активистами, то будут исправно выполнять требования, возможно даже без экономических выгод. Следовательно, если программа будет работать в правильной организации, то уже три четверти населения будут принимать в ней участие без экономических выгод.
21% жителей относятся к программе прохладно с перевесом на отрицательную сторону. Их беспокоит, что она будет отнимать много времени, усилий, что этим должны заниматься власти, а не они и многое другое. Чтоб вовлечь их в проект, потребуется много усилий и неоспоримо экономических выгод для них.
2% жителей враждебно относятся к программе. Их невозможно привлечь к программе никакими методами.
Следует отметить, что Америка характерна достаточно высоким уровнем жизни – высокие зарплаты, бесплатное медицинское обслуживание и многое другое. В России ожидаема более низкая активность из-за невысокого общего уровня жизни. Но не намного. Как пример можно отметить, что во времена существования СССР даже не очень хорошо спланированные акции по сбору макулатуры или металла встречали содействие подавляющего большинства населения. В последнее время подобные проекты нашли поддержку более 85% жителей Санкт-Петербурга, в небольшом поселке на Урале больше 40% людей добровольно отделяли от своих отходов бумагу и стекло. Это в то время, когда остальные жители отказались даже от простого вывоза мусора.
Общественная жизнедеятельность делится на два вида – общественно-коммунальная и общественно-политическая. Опыт некоторых стран Европы показывает, что когда падает уровень общественно-политической жизни, уровень общественно-коммунальной не всегда также снижается, а иногда и наоборот возрастает. Создание  местных комитетов самоуправления зачастую поддерживается общественностью, так как воспринимается оппонентом политическим силам, и повышает уровень жизни.  
Для успешного осуществления проектов по разделению бытовых отходов с участием населения, необходимо руководствоваться следующими принципами:
Постепенное начало: Подобно другим программам в рамках КУО, вторсырье должно извлекаться в ходе небольших проектов. Они послужат для приобретения ценного опыта, и представится возможность прорепетировать большие проекты. Прежде всего, это относится к программам с привлечением населения. Механизм принятия обществом каких-либо нововведений   примерно однотипен, неважно к чему это относится: к новым законам, моральным меркам или общественным программам. В первую очередь нововведение принимается во внимание небольшой группой лидеров-активистов, которые позже агитируют поддержать их остальную общественность, которая постепенно свыкается с установленными правилами. То есть пробные маленькие проекты дадут населению возможность привыкнуть к изменениям. Это будет эффективнее, даже если впоследствии будет обязывать на законодательном уровне. При возможности, более успешным результатом ознаменуется привлечение не одного квартала с населением 500 человек, а 500 активистов из разных кварталов города. При одинаковом числе людей, во втором случае исход окажется действеннее.
Предваряющие начало меры: Начинать сотрудничать с жителями нужно, как только зародилась сама мысль о подобном проекте. Необходимо проинформировать их о целях и правилах такой программы. Решение, принятое без содействия общества, не будет встречаться поддержкой. Раннее начало даст возможность обратной связи с населением в процессе составления плана. Рекомендуется начинать распространение информации примерно за три-четыре месяца до того, как проект вступит в действие.
Сотрудничество с общественными организациями: Стоит внести предложение для влиятельных организаций направить своих представителей для принятия участия в координации программы и участия в ней населения.
Формулировка четкого обращения: В нем должны быть четко очерчены позиции:
а) о смысле и необходимости вторичной переработки;
б) о ее пользе жителям данного микрорайона;
в) о месте и времени сбора вторсырья;
г) о том, как подготовить к сбору отходы.
Разъяснения должны быть короткими, четкими и ясными, чтоб исключалась возможность возникновения дополнительных вопросов. Если до этого подобные обращения уже имели место – то некоторые уже не нуждаются в убеждениях, им просто нужно знать как, где, и когда все будет происходить. А также стоит акцентировать большее внимание на том, какие преимущества люди будут иметь от выполнения каких-то условий, а не на том, какие наказания их ожидают от неповиновения.
Собственный пример: Можно заострить внимание на личном примере, распространив информацию через СМИ.
Организация четкой работы: Службы, занимающиеся вывозом, сбытом и переработкой вторсырья должны работать регулярно и вовремя. Если расписание будет нарушено – это дискредитирует и саму программу, и местные власти. В связи с этим, нежелательно также часто менять график, правила или условия проекта.
Внимание к деталям: Сбить четкость работы могут даже мелкие неудобства. Так что их тоже не стоит упускать из виду.
Непрерывность процесса: Интерес населения  к участию в проекте и его важность должны постоянно поддерживаться на одном уровне. Реклама должна быть масштабнее, чем несколько объявлений по радио. Кроме этого, для самодисциплины и аттестации уровня полученных результатов, один раз в некоторый период стоит производить оценочные выводы о проделанной работе.
Проводимые опросы населения и опыт других стран показывает, что уровень участия общества повышает раздача специальных контейнеров для вторсырья. Это даст повод для личного обращения организатора программы к жителям. Контейнеры должны отличаться от обычных яркими расцветками, дизайном, удобством и компактностью. Лучше всего, если он будет иметь колесики или ручки для лучшей транспортабельности. Проделанные на дне отверстия позволяют не скапливаться на дне дождевой воде и удобны для мытья. К самому контейнеру или к крышке лучше прикрепить инструкцию, в которой четко написано, что в него складывать и в каком виде. Такие мелочи играют очень большую роль для повышения уровня участия людей в программе.
Информацию следует распространять также в школах и других учебных заведениях. Дети лучше впитывают и воспринимают новую информацию, а потом доносят услышанное до родителей. Пробный проект по сбору макулатуры, проведенный в одной из школ, поначалу показал полное отсутствие интереса, но со временем привлек к себе не только учащихся, но и 57% родителей.
5.    Сбор вторсырья на предприятиях и в учреждениях
Сбор вторсырья на рабочих предприятиях, офисах, в государственных и частных учреждениях бывает более простой задачей, чем сбор его у населения. С такими организациями проще договориться, ввести дифференцированную плату за вывоз мусора, законодательный инструмент, поощряющий сбор вторсырья отдельно от других отходов, производит больший эффект. Помимо этого, зачастую в производственных цехах или в офисных центрах скапливается очень большое количество однотипных отходов (бумага для печати), которые удобнее для сбора и вывоза. Тем не менее, некоторые методы сотрудничества с населением должны быть применены и в случае с учреждениями. Например, путем личного образца, администрация города может также собрать и вывезти макулатуру или какой-либо другой вид вторсырья, что создаст мотивацию для других организаций поступить также.
II.    Роль властей регионов и страны
Поддержкой для эффективной организации и координации программ по отделению вторсырья муниципальными властями послужит создание благоприятных условий национальными и региональными властями на законодательном, информационном и экономическом уровне. Основная задача местных властей на законодательном уровне – организация программ по сбору вторсырья. Предприятий и организаций – отдельный сбор бумаги или других видов отходов. Задача организаций по утилизации мусора – не допустить прием определенного вида отходов, запрещенного законом. Гранты, которые местные власти или общественные организации выделяют на организации проектов по разделению вторсырья – это составление планов, исследования, проводимые маркетологами, покупка необходимого оборудования. Для того, чтоб вывести на него средства, региональные власти уполномочены ввести налог на определенное количество ТБО, которое вывозится на свалку. С помощью законодательства необходимо устанавливать правила для безопасного обращения с некоторыми видами отходов. Например, в штате Пенсильвания существует закон, из которого следует, что магазины, имеющие в продаже свинцовые аккумуляторы для автомобилей, обязаны размещать большие объявления с требованием ни в коем случае не выбрасывать аккумуляторы после использования, а сдавать их для вторичного использования на обмен в тот же магазин. Есть еще одна задача региональных и национальных властей в способствовании и поддержке развития рынков сбыта собранных материалов. Во многих странах, где подобные проекты по сбору вторсырья имели успех, и даже имели внушительный процент от общего сбора ТБО, возникла проблема перенасыщения рынка вторсырья. В связи с этим возникла необходимость его развития: поощрение дополнительного использования этих материалов, разработка новых технологий производства с их применением. Если произойдет такое внушительное падение цен, то городским властям программа по отдельному сбору отходов может оказаться мероприятием не по карману. При этом возможна ситуация, когда конечные потребители выступают с готовностью за увеличение потребления продуктов, изготовленных из вторсырья. Но существующее производство по переработке вторсырья не в состоянии справиться с таким количеством отходов. При устойчивости возросшего предложения, рынок и производство в состоянии будут на него отреагировать. Но необходимо сохранить в таких нестабильных обстоятельствах уровень сбора вторсырья. Во многих городах США именно для таких форс-мажорных событий созданы группы, возглавляемые одним из руководствующих лиц (например, как вице-губернатор в Пенсильвании). Они занимаются привлечением в  их города компаний, бизнес которых связан с переработкой вторсырья и созданием новых компаний такого рода. Такие предприятия и организации получают всяческие привилегии для поддержания своей  деятельности – льготы, выгодные кредиты, гранты и т. д. Также данные группы занимаются распространением привлекающей и необходимой информации, налаживанием контактов.
В странах с высоким уровнем развития рыночной экономики – самый основной потребитель товаров и услуг – это государство. Поэтому наибольшим стимулом для поддержания технологий, сберегающих ресурсы, является нацеленность самого государства на закупку определенных продуктов. Например, в государственных ведомствах возможно ввести использование исключительно бумаги, изготовленной из макулатуры. Это политика, которая должна проводиться в масштабах города, регионов и стран.
В Пенсильвании действует закон, который предполагает не менее 10% бумаги, изготовленной из вторсырья,  в общей доле государственных закупок. Бюллетени и некоторые другие правительственные документы печатаются только на такой бумаге. И, наконец, очень выгодная 5-ти процентная скидка действует на тендерах и конкурсах по отношению к поставкам государством товаров изготовленных из вторсырья.

Читать ещё: