Новая концепция переработки отходов в Москве на базе региональных центров.

Для каждого крупного мегаполиса характерно образование огромного количества отходов. Москва в этом отношении – не исключение, ежегодно здесь собирается 2,5 млн. т бытовых отходов, 80 000 т отходов медицины, 3 млн. т промышленных отходов. При этом не может быть учтено, и соответственно оценено количество отходов, накопленных промышленными предприятиями. Если учесть 1,5 тыс. стихийных свалок, масштабы проблемы становятся очевидны.

Анализ системы переработки отходов, существующей в Москве.
В 1992 году Департамент инженерного обеспечения разработал программу санитарной очистки Москвы, на основе которой были подготовлены и утверждены нормативные документы, регламентирующие комплексное решение стратегических и текущих задач. К разработке привлекались лучшие отечественные и иностранные организации. Программа стала основой решения проблемы развития отраслей хозяйства города, занимающихся сбором, вывозом и обезвреживанием ТБО.

Сбор и вывоз ТБО
Самые значительные перемены в концепции санитарной очистки Москвы наметились в сфере сбора и вывоза ТБО. Проблема обеспечения города контейнерами для твердых бытовых отходов практически решена. Изготовлением данной продукции в настоящее время занимается Давыдовский завод сельскохозяйственных машин. Автопарк мусоровозов также был значительно пополнен новыми единицами техники, в том числе большегрузными машинами ФАУН, приобретенными в Германии. Грамотная техническая и тарифная политика, проводимая на рынке утилизации ТБО, привела к здоровой конкуренции, что в конечном счете положительно сказалось на режиме сбора и транспортировки отходов.
В течение 1994-1998 годов в Москве были введены в строй 4 МПС (мусороперегрузочные станции). Первая из них открылась на территории муниципального предприятия «Экотехпром». Введение двухэтапного вывоза отходов через сеть данных станций позволяет достичь значительного улучшения ситуации и получить высокий экономический эффект. Прессование ТБО производится в большегрузных (до 32 тонн) мусоровозах, при этом транспортные расходы снижаются, малотоннажный транспорт можно использовать с большей эффективностью, а общий парк транспорта сократить.

Обезвреживание твердых бытовых отходов и их индустриальная переработка.
Миллионы тонн бытовых отходов, ежегодно образуемые в Москве, на 90% захораниваются на двух специализированных полигонах, срок эксплуатации которых подходит к концу. Потребностям города это никак не соответствует. Программа санитарной очистки Москвы, утвержденная городскими властями Постановлением №239 от 05.05.92, предусматривала следующее:
- переход в несколько этапов к индустриальной переработке твердых бытовых отходов на базе заводов по переработке и сжиганию мусора, а также реконструкции существующих предприятий;
- строительство новых полигонов ТБО с соблюдением экологической безопасности;
- строительство МПС (мусороперегрузочных станций).
Для реализации программы было организовано специализированное предприятие ГП «Экотехпром».
Первый этап предусматривал реконструкцию 2-х существующих и возведение 2-х новых заводов по сжиганию мусора. Генподрядчиком на данные работы выступил АО «Мосэнергострой». Для завода, возводимого в промзоне Руднево, было закуплено оборудование немецкой фирмы «Хельтер». На второй, строящийся в промзоне Котляково, поставили оборудование фирмы «ЧКД-Дукла» (Чехия).
Рудневский завод введен в эксплуатацию в 1997 году с годовой производительностью 250 тыс. т, завод в Котляково – в 1998 году с годовой производительностью 200 тыс. т.
Проведены работы по реконструкции существующих мусоросжигательных заводов. Было установлено новое оборудование, в частности фирмы «КНИМ» (на спецзаводе №2). Производительность заводов в результате реконструкции значительно увеличена (спецзавод №2 – до 130 тыс. т, спецзавод №3 – до 200 тыс. т).
На территории Московской области были построены несколько заводов по переработке мусора, заказчиком предприятия в Фенино выступило ГП «Экотехпром». На данном заводе была внедрена передовая технология немецкой компании THG, согласно которой из отходов извлекаются полезные компоненты, после чего часть мусора отправляется на компостирование, а часть используется в производстве топлива. Предприятие было запущено в 1998 году с годовой производительностью 320 тыс. т ТБО.
Далее городские власти подготовили нормативную документацию, регламентирующую строительство заводов, перерабатывающих мусор, в Ногинском, Сергиев-Посадском и Пушкинском районах. Реализация всех перечисленных объектов позволила перерабатывать до 40% твердых бытовых отходов города, вырабатывая 130 000 т топлива, 800 000 ккал тепловой энергии, а также черный и цветной металлы в количестве 30 000 т и 1 500 т соответственно.

Захоронение твердых бытовых отходов на полигонах
Санитарная очистка Москвы в данный период была возможна только при захоронении ТБО на полигонах порядка 65% образующегося в городе мусора.
Было достигнуто решение о строительстве полигона в Солнечногорском районе области, которое являлось, по сути, расширением полигона Хметьево. Разработкой технического предложения занималась компания «Рамболл и Ханнеман» (Дания).
Далее городскими властями были подписаны договора, предусматривающие денежную компенсацию, с администрациями Дмитровского, Ногинского и Солнечногорского районов. Результатом стало открытие полигона Икша в Дмитровском районе.

Структура управления
Вновь созданная отрасль городского хозяйства – система очистки Москвы от ТБО требовала четкого согласования всех проводимых мероприятий – технических, экономических и организационных. При этом неизбежно произошла смена тарифной политики и структуры управления.
Действующая структура управления имела ряд недостатков:
- обилие организаций, занимающихся вывозом и утилизацией ТБО, множество звеньев управления; в результате возникновение стихийных свалок и общая неуправляемость системы;
- налаженная система оперативного контроля за процессами вывоза отсутствовала, децентрализованное управление и финансирование приводило к высокой стоимости услуг;
- выделение средств на вывоз мусора, обезвреживание твердых бытовых отходов не было разделено, результат – несвоевременность оплаты работ, возникновение задолженностей и т.д.;
- бесконтрольное возникновение вокруг Москвы стихийных свалок, результат – отвлечение бюджетных средств на небезопасные и бесперспективные объекты.
Чтобы модернизировать систему управления санитарной очисткой, усилить контроль над организациями, осуществляющими вывоз ТБО, а также в целях кардинальной смены ситуации, было предложено изменить действующую систему управления. Единым генподрядчиком на переработку и утилизацию ТБО стало государственное предприятие «Экотехпром».
Данная структура имела положительные моменты:
1. Бюджетные затраты были снижены за счет: более низкой оплаты услуг банка, исключения сверхприбыли, получаемой предприятиями при невывозе ТБО на полигон, упорядоченных потоков вывоза ТБО на заводы по переработке мусора, МПС и другие объекты инфраструктуры.
2. Целевое финансирование положительно сказывается на оперативности прохождения средств, в целом на ситуации с платежами, соответственно, на увеличении оборотных средств организаций.
3. Выделенные средства могут использоваться в пределах одной затратной статьи, их переброска на другие виды работ исключена.

Сложившаяся система вывоза ТБО была представлена предприятиями, относящимися к различным формам собственности. Это предполагало введение централизации системы управления. Такой опыт имеют многие крупные города мира.
Данная концепция была, несомненно, более прогрессивной. Тем не менее, недостатки также имели место:
- Земля под полигонами оказывается отравленной солями тяжелых металлов и токсинами разных видов на большую глубину, как следствие происходит отравление подземных вод и близко расположенных водоемов;
- при применении технологии сжигания образуются высокотоксичные золы и пыли, требующие специального захоронения;
- мощные перерабатывающие мусор предприятия через дымовую трубу выбрасывают большое количество опасных веществ, образуются десятки тысяч тонн токсичного шлака, которые также захораниваются на спецполигонах;
- вывоз грунта и ТБО на полигоны, расположенные в Подмосковье, планировать практически невозможно в связи с резко отрицательным отношением населения и администраций регионов;
- перевозки на дальние расстояния большегрузными автомобилями приводят к общему ухудшению экологической обстановки;
- бюджет соответствующих структур испытывает постоянно растущую нагрузку, т.к. окупаемость от экологических мер не предполагается;
- земельные площади полигонов не подлежат в дальнейшем никакой рекультивации;
- проблема переработки отходов промышленных и медицинских, а также токсичных твердых и жидких отходов комплексно не решается.

Свежая концепция переработки мусора в Москве
Специалистами АО «ВНИИЭТО» была разработана установка ТПО-25, с учетом ее особенностей и всего выше сказанного была предложена новая концепция решения проблемы мусора г.Москва:
- Учитывать и паспортизировать места накопления отходов, их количественный и качественный состав;
- Разработать план расположения точек переработки отходов, имеющих годовую производительность до 100 тыс. т, учитывая транспортные перевозки, наличие промышленных зон и жилых застроек;
- Степень переработки в течение не более 10 лет довести до 100%. При этом расширение производств после выхода их на проектную мощность осуществлять за счет получаемой прибыли;
- Учитывать характеристики установки ТПО-25 – годовая производительность 25 тыс. т, наличие систем сушки, обработки и фильтрации газов, металлургической обработки в шлаках, расположить в районе действия систем перерабатывающие комплексы для отходов других видов:
-    Установки для переработки кабельно-проводниковой продукции, электронных плат и лома;
-    Печи для переплавки стружки, других металлических компонентов бытовых отходов;
-    Установки, применяемые для отделения от резинотехнических изделий резиновой крошки с переработкой фрагментов корда;
-    Установку по переработке алюминиевых банок;
-    Установку переплавки битого стекла;
-    Установку по переработке кровельных материалов на основе битума;
-    Снегоплавильную установку, с переработкой загрязнений в ТПО-25;
-    Систему, перерабатывающую отработанные нефтепродукты с минеральной компонентой;
-    Систему нейтрализации химикатов и солей тяжелых металлов в водных растворах с последующим выпариванием и переработкой в установке ТПО-25;
- Учитывать безопасные с экологической точки зрения шламы, металл, стекло, дополнять установку ТПО-25 производством следующей продукции:
-    Пирозит;
-    Пирозито-бетонные и пиразито-пенобетонные блоки;
-    Фибробетонные изделия;
-    Минеральные пигменты;
-    Цемент особой прочности.
- Установить оптимальное соотношение переработки отходов разных видов в одной установке, учитывая их влажность, калорийность, токсичность и пр.;
- Обеспечить вывоз образований в другие российские регионы, государства СНГ и пр., с целью отказа от их вывоза на полигоны Московской области в обозримом будущем;
- Снизить транспортные перевозки, что дает экономические и экологические преимущества;
- Рассредоточить перерабатывающие предприятия, в процессе производства которых отсутствуют точечные выбросы;
- Обеспечить комплексную экономичную переработку отходов всех видов, используя мощные средства предотвращения выбросов токсичных веществ в пыли и жидких отходах;
- Выведенные из эксплуатации здания, сооружения, энергетические объекты использовать, создавая новые рабочие места;
- При этом экономия капитальных затрат составляет до 250 у.е./т производительности в год, что является значительно лучшими показателями по сравнению со сжигающей технологией;
- Строительный комплекс г.Москва получает чистые виды товарной продукции;
- Грунтовые воды и близко расположенные водоемы не загрязняются;
- Отсутствие несанкционированных и стихийных свалок, в дальнейшем восстановление почв на существующих;
- При переводе электричек на рекуперативное торможение на одной из колей Московской кольцевой железной дороги, возможно использование выбросов энергии в качестве питания печи в ТПО-25, себестоимость переработки отходов при этом существенно снижается;
- Появляется возможность плавить загрязненный снег, удаляемый с городских улиц, жидкие отходы автомоек и прочих аналогичных объектов, при этом перерабатываются шламы водной очистки, что ранее было труднодостижимо.

Читать ещё: